В 1688 году внимание юного Петра 1 привлек принадлежавший
его двоюродному деду ботик. Будущий основатель русского регулярного военного флота
на этом суденышке сначала на Яузе, а затем на Измайловском пруду и
Переяславском озере делал свои первые шаги по изучению основ морского дела.
На Переяславском озере им вскоре была создана целая "флотилия"
подобных судов. С тех пор мысль о море и морских походах ни на минуту не
покидала Петра. Что представляет собой этот бот? В XVII в. длина судов, даже самых
малых, назначалась в целых футах, поэтому длина бота равна 20 футам (разумеется, с
той точностью, с какой кораблестроители того времени смогли выдержать
размеры), а точнее —6 м 5 см.
Масса бота — около 1500 кг.
Главные размерения, м......6,05х2,0х0,61
Водоизмещение, т................1,28
Корпус изготовлен из дуба. Обводы носовой оконечности судна плавные, почти
овальные; корма же, напротив, словно обрубленная, так называемая транцевая.
Примерно на середине расстояния от носового перпендикуляра до
мидель-шпангоута установлена мачта высотой 6,6 м (т. е. превосходящая
длину корпуса). Внутри корпуса расположены пять банок для гребцов. Поскольку
бот был достаточно тяжел, не исключено, что на каждое из десяти весел
садилось по два гребца. На верхней части бортов нанесены 64 треугольника белого, синего и
красного цветов — такая роспись встречалась на испанских и английских
галионах еще в XVI в. Корма украшена декоративной резьбой. В центре
композиции — фигура святого Николая, считавшегося покровителем моряков и
мореплавания. Бот был вооружен четырьмя миниатюрными пушками калибром 1/3 фунта. Они
могли стрелять ядрами массой 163
г, но использовались эти пушечки только для холостых
выстрелов во время салютов. Снаружи по днищу корпус бота обит медными листами (со времен римской
империи, в которые свинцовая обшивка судов была обычным делом, это первый в
европейской практике точно установленный случай применения металлической
обшивки). Весной 1723 года, уже после многих одержанных русским флотом побед,
Петр 1 вспомнил о своем "любимце", и по его приказанию ботик был
перевезен в Петербург, а затем и Кронштадт. 11 августа 1723 года
"дедушка русского флота", управляемый самим Петром 1, в
сопровождении 200 галер, под грохот канонады полутора тысяч орудий и громкие
крики "ура" прошел вдоль строя украшенных флагами кораблей
Балтийского флота. На следующий день он как памятник рождения русского регулярного
военного флота был поставлен на вечное хранениие в Петропавловскую крепость.
В настоящее время занимает достойное место в экспозиции Центрального
военно-морского музея в Петербурге.
КОРАБЛЬ «ИНГЕРМАНЛАНД»
Этот корабль спроектировал сам Пётр I. Проект оказался столь совершенен,
что по нему с некоторыми доработками за 128 (!) лет – с1715 по 1843 гг. было
построено шесть одноимённых кораблей! Первый «Ингерманланд» строил талантливый
инженер Ричард Козенц, привезённый Петром из Англии ещё в 1700 году. Корабль
был заложен на Санкт-Петербургском адмиралтействе в 1712 г. и спущен на воду 1
мая 1715 года. Имя он получил по названию исконно русской Ижорской земли
Ингерманландии, отвоёванной у Швеции в ходе Северной войны в 1703 г. Проект был очень прогрессивен – остов корпуса усилен промежуточными
брусьями, на фок и грот мачтах впервые появились третьи прямые паруса –
брамсели, расположение артиллерии было рассчитано с учётом сохранения
остойчивости при максимальной мощности залпа. Скоростью хода «Ингерманланд»
превосходил все остальные корабли флота. Вступив в строй, он стал флагманом
эскадры вице-адмирала Петра Михайлова (Петра I) и долгое время оставался его
любимым кораблём. В ходе кампании 1716 г. под штандартом Петра возглавлял
англо-голландско-датско-русскую эскадру из более, чем 70 кораблей в походе
против Швеции. Был он флагманом Пера и в кампаниях 1718, 1719 и 1721 гг. В
качестве капитана служил на нём и будущий контр-адмирал Н.А. Сенявин. Пётр I приказал «хранить корабль вечно для памяти». После смерти Петра в
1725 г.
«Ингерманланд» в море не выходил, находясь на вечной стоянке в гавани
Кронштадта. В 1735 г.
во время сильного наводнения его корпус заполнился водой и сел на грунт. После
этого к 1739 г.
окончательно прогнил и был разобран на дрова. Эскизы декоративного убранства
«Ингерманланда», выполненные, предположительно, самим Петром послужили образцом
украшений павильона Эрмитажа в Петергофе. Длина корпуса – 50 м,
ширина – 12,8 м,
водоизмещение – около 1870 т
Первый русский корабль "Орел"
Первенец военного кораблестроения в России. Построен в 1668
году в селе Дединове на р. Ока. Водоизмещение около 250 т., длина - 24,5м.,
ширина - 6,5м., осадка - 1,5м., вооружение 22 пищали, экипаж 58 человек
(капитан, 22 матроса, 35 стрельцов ). Организация службы и действия членов
экипажа в бою определялись 34 "статьями артикульными", явившимися
прообразом первого морского устава русского флота. В 1669 г. переведен в
Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море. В 1670 г. был захвачен
восставшими крестьянами и казаками под предводительством С.Т. Разина. В
дальнейшем много лет простоял в бездействии в одном из протоков Волги, по
прямому назначению не применялся. "Солнечным днем 19 мая 1668 года на
берегу Оки-реки у верфи, что была построена здесь по указу государя Алексея
Михайловича, собрались все жители дворцового села Дединово. На спусковых
салазках стапеля высился двухпалубный красавец корабль "Орел". Боярин
А.Л. Ордин-Нащокин, которому царским указом было определено "корабельным
делом ведать", вместе с голландским судостроителем полковником Корнелиусом
Ван-Буковеном (по проекту которого русскими корабельными мастерами Яковом
Полуектовым и Степаном Петровым был создан "Орел") обошли верфь и
лично убедились, что к спуску корабля на воду все готово. На торжество прибыл
настоятель коломенского храма Иоанна Предтечи. Сопровождаемый местным
священником, дьяконом и Ван-Буковеном, он поднялся на палубу "Орла".
Тотчас же на флагштоках и мачтах корабля взвились огромные флаги и длинная
лента вымпела. Отслужили молебен, окропили флаги святой водой и сошли на
дединовский берег. На "Орле" остались лишь несколько человек,
руководимых командиром корабля - голландским капитаном Бутлером. Им было
поручено отдать якоря, как Деккер Астрахань. Панорама в конце XVII века и
корабль "Орел". только корабль сойдет на воду. Деккер Астрахань.
Панорама в конце XVII века и корабль "Орел". Ордин-Нащокин взмахнул
рукой и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. "Орел"
тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный перезвон заглушили
залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный корабль закачался на
голубой глади окской заводи. Свое название корабль получил в честь русского
Государственного герба. Судьба по-своему распорядилась с первенцем Российского
флота. летом 1669 года "Орел", яхта, вооруженный струг, и две
сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Здесь они были захвачены войском
Степана Разина. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в
дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 года загнали корабль в
протоку Кутум, где он простоял в течение многих лет и пришел в ветхость.
Корабль "Полтава" (1712г.)
5 декабря 1709 года на Адмиралтейской верфи в
Санкт-Петербурге был заложен 54-пушечный корабль "Полтава". Его строителями
записаны Петр Михайлов (то есть сам царь) и Федор Скляев. "Полтава"
сошла на воду 15 июня 1712 года. Длина корабля составляла 39,8 м, ширина 11,7 м, глубина интрюма 4,6 м. "Полтава",
как и ранее построенные 50-пушечные корабли, имела 18-фунтовые пушки на нижнем
деке, 8-фунтовые — на верхнем деке и 4-фунтовые на фордеке и баке. Такое же
вооружение имело большинство последующих русских кораблей.
Пароход-фрегат
"Владимир" (1848г.)
5 ноября 1853 года пароход-фрегат «Владимир», которым командовал
капитан-лейтенант Г.И. Бутаков на пути к Пендераклии встретил в море
турецко-египетский пароход «Перваз-Бахри». Сражение продолжалось три часа.
Побежденный корабль противника 7 ноября привели в Севастополь.