|
Краснознаменный крейсер
"Киров" |
Краснознаменный крейсер "Киров"
Закладка
первого крейсера, строившегося по советскому проекту, состоялась 22 октября
1935 года. Через год он был спущен на воду, а уже 26 сентября 1938 года корабль
вступил в строй.
В разработке
проекта и постройке крейсера участвовали коллективы десятков различных
предприятий и научно-исследовательских институтов нашей страны, выдающиеся
советские ученые-кораблестроители А. Н. Крылов, Ю. А. Шиманский, П. Ф. Папкович
и другие. Над созданием артиллерийских систем главного калибра, не имевших на
протяжении многих лет себе равных в мире, работали конструкторы во главе с
опытным инженером Д. Ф. Устиновым, ставшим впоследствии членом Политбюро ЦК
КПСС, Маршалом Советского Союза, Министром обороны СССР.
Оснащенный
самой лучшей для своего времени боевой техникой и вооружением, крейсер
"Киров" прошел долгий и славный боевой путь.
В годы
Великой Отечественной войны крейсер под командованием капитанов 1 ранга М. Г.
Сухорукова и С. Д. Солоухина активно участвовал в обороне Таллина и Ленинграда.
В организации боевых действий корабля принимали деятельное участие флотские
политработники В. П. Столяров, Ф. Е. Воспитанный, А. В. Львов.
В конце июня
1941 года корабль при содействии других сил флота совершил трудный в
навигационном отношении переход из Риги в Таллин, где находился вплоть до
оставления города нашими войсками. Отражая атаки гитлеровских войск на главную
базу флота, "Киров" в течение 23-28 августа 1941 года провел 36 артиллерийских
стрельб по скоплениям войск и боевой техники противника. Меткий огонь крейсера
помог защитникам города на несколько дней задержать врага. Стремясь
расправиться с "Кировым", гитлеровцы ежедневно посылали для его
уничтожения десятки бомбардировщиков, вели по нему огонь прямой наводкой из
полевых батарей. За пять дней боев на Таллинском рейде по кораблю было выпущено
более 500 крупнокалиберных артиллерийских снарядов и сброшено 326 авиабомб.
Отразив все
атаки вражеской авиации, торпедных катеров и береговой артиллерии, крейсер под
флагом командующего Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирала В. Ф.
Трибуц в голове каравана кораблей прорвался через густо минированный
противником Финский залив и прибыл в Кронштадт. А с подходом немецко-фашистских
войск к Ленинграду он стал плавучим фортом и участвовал в героической обороне
города на Неве на протяжении всех 900 огненных дней.
Участвуя в
обороне Таллина и Ленинграда, "Киров" только за первый год войны
прошел
Наиболее
тяжелые испытания выпали экипажу "Кирова" 24 апреля 1942 года. В тот
день корабль подвергся массированному налету фашистской авиации. Избежать
прямых попаданий вмерзшему в лед и не имевшему хода кораблю не удалось. Две
тяжелые авиабомбы, попав в кормовую надстройку, вывели из строя обе
100-миллиметровые зенитные батареи и котлы. Были разрушены грот-мачта, дымовая
труба и часть внутренних помещений. В кормовой части возник пожар. Смертью храбрых
на своих боевых постах погибли командир зенитной батареи лейтенант В. Г.
Киташов, главный старшина Н. И. Галахов, старшина 2-й статьи Д. С. Павлов,
ранее сбивший два самолета, старший мастер завода П. Ластовенко и десятки
других моряков-кировцев.
Родина высоко
оценила героизм экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля
1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против
немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и отвагу личного
состава крейсер "Киров" первым из надводных кораблей Краснознаменного
Балтийского флота был награжден орденом Красного Знамени.
Прошел год, и
орудия "Кирова" заговорили вновь. Действуя в интересах перешедших в
наступление войск Ленинградского фронта, крейсер провел четыре артиллерийские
стрельбы по оборонительным сооружениям противника, нанеся ему большие потери в
живой силе и технике.
В июне 1944
года при обеспечении наступления частей Красной Армии на Карельском перешейке
корабль провел еще три стрельбы и разрушил два крупных узла сопротивления,
входивших в состав укреплений линии Маннергейма.
В
послевоенные годы прославленный крейсер продолжал находиться в боевом строю
Краснознаменного Балтийского флота, а с 1961 года стал использоваться как
учебный корабль. На его борту в многочисленных плаваниях и при стоянках в базах
проходили морскую и штурманскую подготовку курсанты высших военно-морских
училищ и учебных отрядов.
Совершая
походы, "Киров" неоднократно заходил и в зарубежные порты. В 1965 и
1970 годах в составе отрядов советских кораблей по приглашению правительства
Польской Народной Республики он посещал Гдыню и принимал участие в празднествах
по случаю Дня моря и 25-летия Военно-морского флота ПНР.
Летом 1968
года имя крейсера "Киров" вновь появилось на страницах газет и
журналов. Участвуя в маневрах братских флотов стран - участниц Варшавского
Договора "Север", он был штабным кораблем. А на завершающем этапе
учений, следуя под флагом главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала
Флота Советского Союза С. Г.- Горшкова, он принял участие в артиллерийской
поддержке десанта, за что получил оценку "отлично".
Ветеран
Балтики был постоянным участником морских парадов на Неве в Ленинграде. Но
время берет свое. На смену устаревшим приходят другие, более совершенные
корабли. Пришла очередь уйти в отставку и прославленному кораблю-ветерану. В
1975 году крейсер был исключен из состава Военно-Морского Флота.
Водоизмещение
полное 9436 т, нормальное - 8600 т, стандартное - 7880 т; длина
|
Линейный корабль "Октябрьская
Революция" |
Краснознаменный линейный корабль
"Октябрьская Революция"
Линейный
корабль, названный первоначально в честь первой победы Российского флота у мыса
Гангут, был заложен 3 июня 1909 года на Новоадмиралтейском судостроительном
заводе в Петербурге и 24 сентября 1911 года спущен на воду. В конце ноября 1914
года был включен в состав 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота.
Совершив три
боевых похода во второй половине 1915 года на обеспечение минных постановок в
Балтийском море, "Гангут" весь остальной период первой мировой войны
простоял в Гельсингфорсе. Там же его застал Великий Октябрь.
В те
незабываемые дни экипаж "Гангута" сразу же пошел за партией
большевиков. Многие матросы линкора записались добровольцами в Первый
Северный летучий отряд моряков Балтийского флота, деятельность которого по
защите красного Петрограда была высоко оценена В. И. Лениным.
После
Ледового похода кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт весной
1918 года, когда сотни лучших линкоровцев ушли на фронт защищать завоевания
революции, 9 ноября корабль был переведен из Кронштадта в Петроград для
консервации вооружения и механизмов.
27 июня 1925
года линкору присвоено наименование "Октябрьская революция", а 23
июля 1926 года он вновь был включен в состав Морских сил Балтийского моря.
Во время
советско-финляндской войны кораблям Краснознаменного Балтийского флота было
поручено подавить огневые точки врага на островах и приморском плацдарме и
оказать огневую поддержку сухопутным войскам. Сотни тонн тяжелых снарядов обрушила
в те дни "Октябрьская революция" на неприятеля, сокрушив своим метким
огнем все назначенные цели. Родина высоко оценила боевое мастерство экипажа
корабля, наградив 69 линкоровцев орденами и медалями.
В начале
Великой Отечественной войны линкор был перебазирован из Таллина в Кронштадт, а
в конце сентября 1941 года- в Ленинград.
Корабль
принимал активное участие в обороне города. Мощным артиллерийским огнем он
уничтожал немецко-фашистские войска в районах их сосредоточения, дальнобойную
артиллерию на огневых позициях.
В эти тяжелые
дни линкор провожал лучших своих воинов на сухопутный фронт. Первыми в район
Ропши и Красного Села 21 августа убыли тринадцать корабельных корректировщиков,
неделю спустя - еще десять старшин и краснофлотцев, выделенных в части Красной
Армии на должности полит-бойцов. 9 сентября в район Ижоры вместе со снятыми с
корабля четырьмя пушками противоминного дивизиона была направлена группа
артиллеристов-линкоровцев в количестве 92 человек. Прошло еще восемь дней, и
линкоровцы проводили на фронт батальон добровольцев из 453 человек.
Сошедшие на
берег моряки с честью и достоинством пронесли имя своего корабля. Они показали
образцы мужества и героизма в борьбе против ненавистного врага.
16 апреля
1943 года совершил бессмертный подвиг линкоровец старшина 1-й статьи И. И.
Томбасов. Один из вражеских снарядов попал в фалшборт, и пламя пожара охватило
боеприпасы. Каждое мгновение мог произойти взрыв и нанести непоправимый вред
кораблю. Подбежав к месту пожара, старшина стал выбрасывать уже начавшие тлеть
снаряды за борт. На отважном балтийце загорелась одежда, тело и руки покрылись
волдырями, но он продолжал борьбу с огнем. Вдруг раздался взрыв. Иван Томбасов
погиб смертью героя. Мужественный старшина был посмертно награжден орденом
Красного Знамени. Приказом командующего КБФ он был навечно занесен в списки
личного состава "Октябрьской революции". Имя Томбасова было присвоено
орудию, которым командовал отважный моряк.
В 1944 году
линкор поддерживал соединения Ленинградского фронта в ходе
Красносельско-Ропшинской и Выборгской наступательных операций. За образцовое
выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских
захватчиков и проявленные при этом экипажем отвагу и мужество 22 июля 1944 года
линкор награжден орденом Красного Знамени.
Тысячу сто
сорок снарядов главного калибра выпустил линкор по врагу за годы войны. Он
уничтожил сотни солдат и офицеров противника, десятки танков, орудий, узлов
сопротивления, дотов и дзотов, сбил тринадцать и повредил три вражеских
самолета. В годы войны кораблем командовали офицеры М. 3. Москаленко, Н. А.
Петрищев, С. Д. Солоухин. Активно помогали командирам в организации боевых
действий линкора их заместители - флотские политработники П. Я. Савин, М. Г. Немов,
Ф. Е. Воспитанный.
В 1953 году
линкор был переведен в состав учебных кораблей, а через три года исключен из
состава флота. Славные боевые традиции героического корабля продолжают в
настоящее время моряки одного из крейсеров дважды Краснознаменного Балтийского
флота и учебного корабля "Гангут". В память о подвигах экипажа
"Октябрьской революции" в парке Кронштадта установлены снятые с него
якоря и зенитное орудие имени И. И. Томбасова.
Водоизмещение
полное 26 692 т, нормальное - 25 464 т, стандартное - 24 234 т (до
модернизации-23000 т); длина
|
Подводная лодка Д-3 «Красногвардеец». |
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА «Д»
Н. ФЕДОРОВ
Эти лодки
были первенцами советского подводного кораблестроения. Их конструкция оказалась
весьма совершенной для своего времени, и по основным тактико-техническим данным
они не уступали зарубежным образцам.
Огромная роль
в разработке проекта «Декабристов» принадлежит талантливому инженеру Б. М.
Малинину, в течение ряда лет возглавлявшему конструкторское бюро, а также
видным ученым-кораблестроителям А. Н. Крылову, П. Ф. Попковичу и Ю. А.
Шимановскому.
Строительство
лодок велось серийно, без предварительной отработки головного образца.
Одновременно с постройкой разрабатывались рабочие чертежи.
Субмарины
типа «Д» предназначались для действий на открытых морских театрах, им
отводилась активная роль ударных сил флота. Это нашло отражение в
конструктивных особенностях подводного корабля.
Лодки были
двухкорпусными, с клепаным корпусом. Одна плоская и пять сферических переборок
разделяли прочный корпус на семь отсеков, причем прочность переборок
рассчитывалась на максимальную глубину погружения -
Впервые в
отечественном подводном кораблестроении была применена централизованная система
погружения и управления лодкой. Клапаны вентиляции цистерн с пневматическими
приводами, управление рулями и приборы сосредоточивались в центральном посту.
Нововведением являлась и установка в средней части легкого корпуса цистерн
быстрого погружения. Междубортное пространство разделялось на шесть цистерн
главного балласта (ГБ), кингстоны которых располагались в нижней части легкого
корпуса по диаметральной плоскости. В систему ГБ входили концевые и палубные
цистерны.
Аккумуляторные
ямы выполнялись герметическими, с проходом посередине. Их высота позволяла
иметь доступ к крышкам баков аккумуляторов, расположенных по обе стороны от
прохода. В результате подъема палубного настила значительно уменьшился объем
помещений с установленными в них механизмами, системами и устройствами.
Повышение центра тяжести отразилось на остойчивости лодок - метацентрическая их
высота получилась около
Расположение
отсеков было следующее.
В первом
(самом большом), служившем одновременно и кубриком, находились шесть торпедных
аппаратов с шестью запасными торпедами на стеллажах, провизионка, электрические
приводы шпиля и носовых горизонтальных рулей. В междубортном пространстве -
заместительные и дифферентные цистерны, торпедопогрузочный и верхний входной
люки.
Во втором
отсеке располагалась первая группа батарей из 60 аккумуляторных баков. Над ней
- радиостанция и жилое помещение.
В третьем -
вторая группа батарей, жилые помещения офицерского состава с кают-компанией,
электровентиляторы и камбуз. Между прочным и легким корпусом - топливные
цистерны.
В четвертом -
центральный пост управления, главный командный пост, станция погружения и
всплытия, водоотливной насос, перископы и одна из воздуходувок для продувки ГБ.
В пятом -
группа аккумуляторов, окруженная масляными цистернами, над ней - кубрик старшин
с воздуходувкой по бортам.
Шестой отсек
- дизельный. На «Декабристах» 1-й серии использовали двигатели зарубежного
производства. При 450 об/мин в течение одного часа они развивали мощность в
В последнем,
седьмом отсеке сосредоточили главные электромоторы со станциями управления, два
торпедных аппарата (без запасных торпед], комбинированный люк, рулевой привод и
вспомогательные механизмы. В междубортном пространстве - дифферентная цистерна.
Основной
топливный запас, как и на всех лодках последующих серий, размещался вне
прочного корпуса. С одной стороны, это позволило увеличить дальность плавания,
с другой, - как показал опыт войны, не обеспечило лодке скрытность в случае
нарушения герметичности цистерн, поврежденных глубинными бомбами.
В 1938-1941
годах все лодки серии «Д» прошли капитальный ремонт и модернизацию. В
частности, была изменена конфигурация рубки. 100-мм орудие, затрудняющее обзор,
особенно при швартовках, и стесняющее и без того узкий мостик, установили на
палубе надстройки. Это несколько уменьшило размах бортовой качки, увеличило
остойчивость. Серьезной реконструкции подверглись также корпус и механизмы.
В 1939 году
«Декабристам», Балтфлота, входящим в состав 2-го дивизиона подводных лодок,
были присвоены бортовые номера «21», «22», «23».
ОКРАСКА:
надводная и подводная части корпуса, оружие, верхняя часть перископов (от
конуса включительно и выше) - темно-зеленый цвет (почти черный); ватерлиния не
отбивалась, осадка определялась по бортовым шпигатам; палуба надстройки
покрывалась кузбасс-лаком (черный); бортовой номер - белый (в годы войны
закрашивался); швартовые устройства - черные.
На Балтике
лодки окрашивались в шаровый цвет, бортовые номера - в желтый; на Черном море'
- соответственно в светло-шаровый и белый.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Водоизмещение, т:
надводное - 932,8
подводное - 1353,8
Размеры, м:
длина - 76
ширина - 6,4
осадка - 3,81
Число и мощность
двигателей, кол.Хл. с.
дизели - 2Х1100
электромоторы -
2X525
Скорость хода
максимальная, узлы:
надводная - 14,7
подводная - 8,7 (на
два часа)
Запас соляра, т:
нормальный - 28,5
усиленный - 114
Дальность плавания,
миль/узлов:
надводная -
11450/8,9
подводная - 150/3
Автономность, сутки
- до 40 (подводная до трех суток)
Глубина погружения,
м:
рабочая - 75
предельная - 90
Вооружение:
артиллерийское,
пушки - 1 100-мм (боезапас 120 снарядов), 1 45-мм (боезапас 500 снарядов)
торпедное, аппаратов
- 6 носовых и 2 кормовых (общий запас торпед 14)
Экипаж, человек - 53-55
|
Экадренный миноносец "Сообразительный" |
Гвардейский
эскадренный миноносец "Сообразительный"
<Сообразительный> Пыл заложен 3 марта 1939 года в Николаеве. 26 августа 1940 года спущен на воду и 7 июня 1941 года принят от промышленности в состав Черномор* ского флота. До 25 сентября 194U года он имел наименование <Прозорливый>.
Эсминец участвовал в боях под Одессой в Севастополем, Феодосией и Новороссийском, провел 56 артиллерийских стрельб и. выпустив по войскам противника 2700 снарядов, пои а ни л более 10 артиллерийских и минометных батарей, уничтожил до 30 танков и автомашин. Эсминец 33 раза вы-мипл в море для сопровождения транспортных судов и конвоев, проведя без потерь 59 судов, 37 раз доставлял под-крепленая и производил эвакуацию раненых и мирного населения из Одессы и Севастополя на Кавказ. На борту корабля переведено свыше 14 тысяч человек и около тысячи тонн боеприпасов, вооружения и других воинских грузов. Экипаж асминца отравил более 100 атак вражеской авиации, в которых участвовало свыше 200 самолетов, и сбил пять торпедоносцев и бомбардировщиков. Он четырежды привлекался к десантным и девять раз к набеговым действиям.
1 марта 1943 года <Сообразительный> был преобразован в гвардейский корабль. Все члены его экипажа награждены орденами и медалями Советского Союза.
В феврале 1956 года <Сообразительный> был разоружея, переоборудован в спасательно-дезактивационное судно и переименован в <СДК-11>. С января 1957 года он стал носить наименование <СС-10>, а в начале 60-х годов исключен из списков судов флота.
Водоизмещение
полное 2404 т, нормальное - 2129 т; длина
|
Крейсер "Красный Кавказ" |
Крейсер "Красный Кавказ".
История этого корабля началась накануне первой мировой войны. 18 октября 1913 года в Николаеве состоялась закладка двух легких крейсеров. Одному из них, ставшему впоследствии "Красным Кавказом", было присвоено наименование "Адмирал Лазарев". Корпус корабля был спущен на воду 8 июня 1916 года, однако достроен крейсер был только в 1931 году. В процессе достройки конструкция претерпела значительные изменения (проект 815).
Крейсер "Адмирал Лазарев" (с 14 декабря 1926 года - "Красный Кавказ") решили кардинально реконструировать путем замены 130-мм артиллерии на более мощную. В основу модернизации была положена перспективная программа перевооружения, принятая еще 16 июля 1925 года. Однако в ходе проектирования появилась возможность воспользоваться вновь созданными одноорудийными 180-мм башенными установками. Утвержденная 25 декабря 1926 года программа модернизации предусматривала наличие пяти таких установок на корабле. Правда, принятая в таком виде система вооружения увеличивала водоизмещение, а значительная масса башен (по 120 т каждая), расположенных на верхней палубе, потребовала применения бортовых наделок (булей) для увеличения остойчивости крейсеров. В декабре того же года проектирование "Красного Кавказа" проводилось на Николаевских государственных заводах.
В ходе модернизации от установки
булей отказались; вооружение крейсера составили четыре 57-калиберные 180-мм
одноорудийные башенные установки, столько же 76,2-мм зенитных пушек Лендера и
четыре трехтрубных (по два с каждого борта) 533-мм торпедных аппарата.
Водоизмещение корабля при этом возросло до
25 января 1932 года, успешно пройдя все стадии приемных испытаний, крейсер "Красный Кавказ" вступил в строй.
В 1933 году "Красный Кавказ" вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты Турции, Греции и Италии.
В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием офицеров А.М.Гущина и В.Н.Ерошенко успешно громил немецко-фашистские войска под Одессой и Севастополем, в Феодосии и под Новороссийском. Впервые главный колибр корабля заговорил 11 сентября 1941 года, когда крейсер обрушил огонь на позиции вражеских войск, находившихся в деревне Ильинка под Одессой.
Первую половину октября 1941 года "Красный Кавказ" провел в непрерывных походах между Одессой и Севастополем, участвуя в эвакуации войск одесского оборонительного района. Затем последовали срочные воинские перевозки из Новороссийска в главную базу.
Наиболее яркой страницей в истории этого корабля является его участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. Вечером 29 декабря 1941 года, приняв на борт 1853 десантника, батарею трехдюймовых орудий, 15 автомашин, а также другую боевую технику и продовольствие, "Красный Кавказ" во главе отряда покинул Новороссийскую бухту и, прибыв ранним утром следующего дня в Феодосийский залив, первым открыл огонь. Тем временем десантники прыгали на подходящие катера и баркасы и устремлялись на берег. Орудия и пулеметы крейсера вели огонь по амбразурам огневых точек врага, складу боеприпасов. За два часа боя в "Красный Кавказ" попало 13 снарядов и 7 мин, которые вызвали на нем 7 пожаров, но главные и вспомогательные механизмы оставались в строю.
На следующий день, выдержав 25
групповых и одиночных атак вражеских самолетов и выполнив задание,
"Красный Кавказ" ушел в Туапсе. Но и на этот раз стоянка корабля
оказалась недолгой. В полночь нового, 1942 года корабль перешел в Новороссийск
и, приняв на борт вооружение и 1200 человек , утром 4 января вновь прибыл в
Феодосийскую бухту. Быстро подав швартовы, моряки немедленно приступили к
разгрузке, которая была уже почти завершена, когда крейсер был отакован
немецкими самолетами. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, 4 бомбы врага взорвались
у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались 3 громадные пробоины.
Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой
"юнкерсов" и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз
бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало
правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое
устройство. Осадка корабля увеличилась на
Почти через сутки полузатопленный, но не сдавшийся "Красный Кавказ", пройдя сквозь шторм и пургу, появился в Туапсе, а через два дня ушел в Поти для ремонта. 3 апреля 1942 года экипаж "Красного Кавказа" был удостоен гвардейского звания. К тому времени корабль выполнил 30 боевых заданий командования, в том числе 9 - по огневой поддержке сухопутных войск, дважды участвовал в минно-заградительных действиях.
Пройдя около 14 тысяч миль, крейсер "Красный Кавказ" перевез более 25 тысяч бойцов, раненых воинов и эвакуированных граждан Одессы и Севастополя, доставил к линии фронта до 200 вагонов с боеприпасами, отконвоировал 6 транспортов с войсками и боевой техникой. Артиллерия крейсера провела 32 огневых налета по фашистским позициям, уничтожила 16 вражеских артиллерийских и минометных батарей, истребила до 5 батальонов пехоты. Зенитчики корабля отразили 67 налетов немецкой авиации и сбили 3 самолета.
К концу лета 1942 года крейсер после ремонта смог опять выйти в море. Через несколько месяцев "Красный Кавказ" возглавил отряд корабельной поддержки и обеспечил высадку десанта у Новороссийска.
После Великой Отечественной войны
(12 мая 1947 года) "Красный Кавказ" перевели в разряд учебных
кораблей. В июне
ТТД:
Водоизмещение: 9030 т.
Размеры: длина -
Силовая установка:
Cкорость хода максимальная: 29 уз.
Дальность плавания:
Бронирование: борт 50-
Вооружение: 4x1 180-мм, 12x1 100-мм, 2x1 76,2-мм, 4x1 45-мм и 10x1 37-мм орудий, 6x1 12,7-мм пулеметов, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 40 глубинных бомб, 100 якорных мин, 1 катапульта, 2 самолёта.
Экипаж 866 человек.