Корабли на марках: СССР

 

 

1-5 6-11 12-14 15-19 20-24 25-29 30-33

 


 

      Эскадренный броненосец Петр Великий

 

Построен по проекту видного русского кораблестроителя вице-адмирала А. А. Попова.

 

В 1877 году вступил в строй. Установленные сначала машины оказались неудовлетворительными, и в 1881-87 годах их заменили на механизмы фирмы "Элдер". Первоначально относился к классу мониторов. 3 января 1873 года переклассифицирован в броненосный корабль, 13 февраля 1892 года - в эскадренный броненосец и 24 марта 1906 года - в учебный корабль.

 

Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1880-81 годах и с августа 1903 года по май 1908 года. С 21 сентября 1903 года входил в состав отряда судов учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота.

 

Участвовал в первой мировой войне, Февральской революции и гражданской войне, использовался для подготовки артиллерийских специалистов флота, а с 1917 года в качестве плавучей базы для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных сил Балтийского флота. 8 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 25-26 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля (Таллина) в Гельсингфорс (Хельсинки), а 11-14 апреля 1918 года оттуда в Кронштадт.

 

С октября 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении, а 21 мая 1921 года разоружен и переформирован в минный блокшив Кронштадтского военного порта. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря, а 11 января 1935 года – в состав Краснознаменного Балтийского флота. 23 сентября 1924 года во время наводнения в Кронштадте был выброшен нагонной волной на прибрежную отмель, но 5 октября 1927 года был снят с мели Балтийской партией ЭПРОН, вскоре восстановлен и вновь введен в строй.

 

Участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах, использовался для обеспечения минно-заградительных действий сил флота. С 15 февраля 1946 года входил в состав сил Кронштадтской военно-морской крепости, с 24 декабря 1955 года - в состав сил Ленинградской военно-морской базы. 18 апреля 1959 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

 

Параметры

 

Ширина: 19 м

Водоизмещение: 10105 тонн

Осадка: 8 м

Запас хода: 3600 миль

Длина: 98 м

Экипаж: 440

Скорость: 14 узлов

 

Вооружение

 

Орудия: 4 305 мм; 4 152 мм

Торпедные аппараты: 2


 

Крейсер «Варяг»

Крейсер «Варяг» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг.

 

Крейсер был построен в рамках военно-морской программы 1898 года. Строительство велось в Филадельфии (США). В 1900 году корабль был передан ВМФ России и в 1901 вступил в строй.

 

После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре. Слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса привела к тому, что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 16 узлов, что практически сводило на нет его преимущества; (c другой стороны, есть данные, что на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем).

 

Последний бой

 

В самом начале Русско-японской войны 1904-05 годов «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).

 

26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала С. Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.

 

27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Капитаны иностранных судов не ожидали от русского корабля такого хода. Они были удивлены и в то же время восхищены этим поступком. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь русским. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Уриу сигналом предложил русским кораблям сдаться, но, не получив ответа, открыл огонь. Неравный бой длился 1 час. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира, огнём «Варяга» был потоплен один миноносец и повреждены 3 японских крейсера («Асама», «Чиода» и «Такачихо»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными; официальные японские источники (Материалы о войне на море в 37-38 гг. Мэйдзи) утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.

 

«Варяг» после сражения

 

«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился почти всех орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. Не имея возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо, где «Варяг» сначала намеревались отремонтировать, но после оценки серьёзности повреждений он был затоплен, а «Кореец» взорван; был затоплен также русский пароход «Сунгари». Их экипажи приняты на иностранные корабли и не выданы, несмотря на требования японского командования, а затем через нейтральные порты вернулись в Россию.

 

Подвиг «Варяга» восхитил даже противника, так как русские поступили по канонам самурайской чести, событие было использовано японцами как пример для подражания в пропагандистской кампании. После войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего Солнца.

 

Сейчас об этом бое напоминают слова песни Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», ставшей неофициальным гимном российских ВМФ.

 

Дальнейшая судьба

 

В 1905 «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй под названием «Сойя». В 1916 выкуплен Россией и включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана под прежним названием (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина. В феврале 1917 ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт (по другим данным крейсер после Октябрьской революции продан официальным представителям России). В 1920 перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями.

 

На месте гибели крейсера возле шотландского населённого пункта Лендалфут 30 июля 2006 года установлена памятная доска. 8 сентября 2007 года там же установлен памятник.

 

Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока и памятником в корейском порту Инчхон, где проходили лечение получившие ранения в ходе боя моряки. Памятники капитану крейсера В. Ф. Рудневу установлены в Туле и деревне Русятино Заокского района Тульской области. Кроме того, в райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф. Е. Михайлову.

 

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер Варяг».

 

В 2003 году экспедиции под руководством журналиста ВГТРК Алексея Денисова удалось отыскать точное место гибели крейсера и обнаружить на дне его обломки. Рассказ об этом вошёл в двухсерийный документальный фильм «Крейсер „Варяг“», приуроченный к столетию битвы у Чемульпо.

 

8 сентября 2007 года в Шотландии на берегу залива Ферт-оф-Клайд неподалёку от посёлка Ленделфут открыт памятник крейсеру «Варяг».

 

Тип     Крейсер

Государство флага    Россия, Япония

Порт приписки         Порт-Артур

Спущен на воду        октябрь 1899

Выведен из состава флота   1921

Современный статус – затонул

Водоизмещение        6604 тонны

Длина 129,5 м.

Ширина         15,8 м.

Осадка            6,3 м.

Остальные характеристики

Силовая установка   Двухвальная, вертикальные паровые машины тройного расширения, паровые котлы Никлосса       

Скорость        23 узла (43 км/ч)

Экипаж          20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров

Вооружение

Артиллерия   4 пулемёта, 8 х 47-мм орудия, 2 х 64-мм орудия( десантных), 12 х 76-мм орудия, 12 х 152-мм орудия

Торпедно-минное вооружение      6 торпедных аппаратов


 

Броненосец «Потёмкин»

Броненосец «Потёмкин» (полное название «Князь Потёмкин-Таврический») — военный корабль русского Черноморского флота. Назван в честь Г. А. Потёмкина.

Заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаев. Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт.

На броненосце впервые использовали централизованное управление артеллерийским огнем — из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.

В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твердотельное топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми.

Проектное водоизмещение корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн. Длинна корпуса — 113,2 м, ширина — 22,2 м, осадка 8,4 м. Энергитическа установка — три группы паровых котлов (две из них — 14 котлов работали на жидком топливе и одна — из 8 котлов на угольном), приводившим в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10600 л.с. Скорость полного хода корабля — 16,7 узла. Гребные валя располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 метра с частотой вращения 82 об/мин. Полный запас топлива — 950 тонн, усиленный — 1100 тонн (на уголь приходилось 340 тонн). Дальность плавания экономичным 10 узловым ходом — 3600 миль. Корабельные запасы воды — 14 суток, запасы провизии — 60 суток.

Главный калибр — четыре 305 мм орудия со стволами длиной 40 калибров, установленых в двух башнях. Масса одного орудия — 43 тонны, скорострельность — 0,75 выстрела в минуту, началная скорость снаряда — 792,5 м/с, масса снаряда — 331,7 кг. Предельный угол возвышения — 15 градусов. Боекомплект одного орудия составлял: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных, 2 картечных снаряда.

Средний калибр — 16 152 мм орудия длинной ствола 45 калибров, массой — 5 тонн. Скорострельность — 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792 м/с.

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том чилсе 26 офицеров.

14 июня 1905 г. на броненосце произошло восстание матросов. Поводом к восстанию послужил приказ командира корабля о расправе с 30 матросами, отказавшимися есть борщ с испорченным мясом. Матросы арестовали офицеров, подняли на броненосце красный флаг и привели корабль в охваченную всеобщей забастовкой Одессу, пытаясь помочь бастующим рабочим. Мятеж продолжался одиннадцать дней, в течение которого команде мятежного корабля так и не удалось привлечь на свою сторону другие корабли. Израсходовав запасы топлива и продовольствия, моряки ушли в румынский порт Констанцу и сдали броненосец румынским властям. Восстание изображено в одноимённом фильме С. М. Эйзенштейна (1925).

После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в первой мировой войне. 29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был освобождён частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. 


 

Бронепалубный крейсер “Очаков”

Бронепалубный крейсер “Очаков”, Россия, 1902 г.

 

Бронепалубный крейсер “Очаков” строился в Севастополе на Казенной верфи корабельным инженером Н. Янковским. Заложен в 1901 году, спущен на воду 1 октября 1902 года, вступил в строй в 1907 году.

 

Водоизмещение 6645 т, мощность 19 500 л. с., скорость хода 28 узл. Длина наибольшая 134 м, ширина 16,6, среднее углубление 6,3 м. Дальность плавания 10-узл. ходом 5320 миль.

Бронирование: палуба 35-79 мм, боевая рубка 140 мм, башни 127, казематы — 35-79 мм.

Вооружение: 12 — 152-мм, 12 — 75-мм, 8 — 47-мм, 2 — 37-мм орудий, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов.

Всего построено четыре: “Богатырь” (строился в Германии), “Олег”, “Очаков” и “Кагул”.

 

Богатырь” и “Олег” участвовали в русско-японской и первой мировой войнах. В течение 1914—1915 годов они совместно с другими русскими крейсерами выставили ряд минных заграждений, на которых подорвались немецкие крейсеры “Аугсбург” и “Данциг”. После революции оба крейсера в составе Действующего отряда Балтийского флота защищали завоевания Октября. Атакованный катерами британских интервентов, “Олег” погиб в ночь на 18 июня 1919 года у Толбухина маяка. “Богатырь” же пошел на слом в 1922 году.

 

Черноморские крейсеры “Кагул” (бывший “Очаков”) и “Память Меркурия” (бывший “Кагул”) несли большую боевую нагрузку на протяжении всей империалистической войны: в составе Черноморского флота они охотились за немецкими крейсерами “Гебен” и “Бреслау”, обстреливали турецкое побережье, ходили в разведки, прикрывали минные постановки и сами ставили минные заграждения, топили турецкие торговые суда. После революции “Кагул”, переименованный в “Генерала Корнилова”, был уведен врангелевцами в Бизерту. Более счастливо сложилась судьба “Памяти Меркурия”. Этот крейсер 1 мая 1923 года после капитального ремонта вступил в строй под новым названием “Коминтерн”. За введение в строй первого советского крейсера на Черном море коллектив Севастопольского морского завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а комсомольская организация завода удостоена Красного знамени обкома РКСМ. Крейсер-ветеран участвовал в первых сражениях Великой Отечественной войны и был исключен из списков флота в 1942 году.


 

               Минный заградитель "Амур"

Минный заградитель "Амур"

В 1905 году на Балтийском заводе состоялась закладка двух кораблей. Одному из них было присвоено имя "Амур" - в память о подвигах минного заградителя периода русско-японской войны. С началом первой мировой войны "Амур", как и его предшественник, принимал активное участие в боевых действиях против врага.

Уже в то время на корабле стала формироваться подпольная большевистская группа, за которой твердо шли матросы. Когда в феврале 1917 года в Гельсингфорс, где стоял "Амур", пришла весть о революции в Петрограде, его экипаж перешел на сторону рабочего класса. Летом 1917 года группа большевиков-амурцев, возглавляемая минером Эдуардом Ныу, встретилась с В. И. Лениным, указавшим путь к дальнейшему подъему революционного движения на флоте.

Пришел октябрь 1917-го. По приказанию Центробалта корабль перешел в Кронштадт и был в полной боевой готовности. Утром 25 октября на борт "Амура" поднялось более двух тысяч вооруженных матросов. После короткого митинга корабль снялся со швартовов и направился в Петроград. Около 14 часов он стал на якорь у Николаевского моста недалеко от крейсера "Аврора". На катерах и шлюпках кронштадтцы быстро переправились на берег и примкнули к отрядам красногвардейцев, а оставшиеся на минзаге моряки встали у орудий и пулеметов в готовности оказать поддержку восставшим.

Вскоре на корабль прибыл член Военно-революционного комитета при Петроградском Совете В. А. Антонов-Овсеенко, возглавлявший штаб Кронштадтского сводного отряда моряков, который был размещен на "Амуре". Матросы "Амура" приняли участие в ликвидации мятежа юнкеров, вместе с красногвардейцами и революционными солдатами отражали нашествие контрреволюционных войск Керенского и Краснова, несли охрану штаба революции - Смольного.

Летом 1918 года минный заградитель был выведен из боевого состава флота и сдан в порт на хранение.

Весной 1938 года "Амур" был возвращен Краснознаменному Балтийскому флоту и переоборудован в плавучую базу. Сначала на него базировались торпедные катера, а после вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну он был передан балтийским подводникам для обеспечения их боевой деятельности.

В один из августовских дней 1941 года вражеская бомба попала в машинное отделение корабля. "Амур" остался на плаву, но лишился хода. И когда корабли Балтики покидали свою главную базу Таллин, тяжелораненый старый минзаг должен был выполнить свой последний долг. Выведенный на буксире в ворота Минной гавани, корабль-ветеран был затоплен, преградив вход в гавань вражеским кораблям.

Водоизмещение 2926 т; длина 91,4 м, ширина 14 м, осадка 4,4 м; мощность механизмов 4700 л. с.; скорость хода максимальная 17 уз, экономическая - 12 уз; дальность плавания 3200 миль. Вооружение: 9 120-мм орудий и 4 пулемета, принимал на борт 324 мины. Экипаж 322 человека. 

 

 


Hosted by uCoz