|
Эскадренный броненосец “Петр Великий” |
Построен по проекту
видного русского кораблестроителя вице-адмирала А. А. Попова.
В 1877 году
вступил в строй. Установленные сначала машины оказались неудовлетворительными,
и в 1881-87 годах их заменили на механизмы фирмы
"Элдер". Первоначально относился к классу
мониторов. 3 января 1873 года переклассифицирован в
броненосный корабль, 13 февраля 1892 года - в эскадренный броненосец и 24 марта
1906 года - в учебный корабль.
Прошел
капитальный ремонт и модернизацию в 1880-81 годах и с августа 1903 года по май
1908 года. С 21 сентября 1903 года входил в состав отряда судов
учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота.
Участвовал в
первой мировой войне, Февральской революции и гражданской войне, использовался
для подготовки артиллерийских специалистов флота, а с 1917 года в качестве
плавучей базы для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных сил
Балтийского флота. 8 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского
флота. 25-26 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля
(Таллина) в Гельсингфорс
(Хельсинки), а 11-14 апреля 1918 года оттуда в Кронштадт.
С октября 1918 года находился в Кронштадтском
военном порту на долговременном хранении, а 21 мая 1921 года разоружен и
переформирован в минный блокшив Кронштадтского
военного порта. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского
моря, а 11 января 1935 года – в состав Краснознаменного Балтийского флота. 23
сентября 1924 года во время наводнения в Кронштадте был выброшен нагонной
волной на прибрежную
отмель, но 5 октября 1927 года был снят с мели Балтийской партией ЭПРОН, вскоре
восстановлен и вновь введен в строй.
Участвовал в
советско-финляндской и Великой Отечественной войнах, использовался для обеспечения
минно-заградительных действий сил флота. С 15 февраля 1946 года входил в состав
сил Кронштадтской военно-морской крепости, с 24
декабря 1955 года - в состав сил Ленинградской военно-морской базы. 18 апреля
1959 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового
имущества для демонтажа и реализации.
Параметры
Ширина:
Водоизмещение: 10105
тонн
Осадка:
Запас хода:
Длина:
Экипаж: 440
Скорость: 14 узлов
Вооружение
Орудия:
Торпедные аппараты:
2
|
Крейсер «Варяг» |
Крейсер
«Варяг» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России
в 1901—1904 гг.
Крейсер был
построен в рамках военно-морской программы 1898 года. Строительство велось в
Филадельфии (США). В 1900 году корабль был передан ВМФ России и в 1901 вступил
в строй.
После вступления
в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре.
Слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса привела к тому, что уже через несколько лет службы
«Варяг» не мог развить скорость свыше 16 узлов, что практически сводило на нет
его преимущества; (c другой стороны, есть данные, что
на испытаниях осенью
Последний бой
В самом
начале Русско-японской войны 1904-05 годов «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»
находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в
распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо
также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).
26 января (8
февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала С. Уриу
(1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких)
крейсеров «Нанива», «Ниитака»,
«Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая»)
блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку
десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день
«Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после
чего вернулся на рейд.
27 января (9
февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские
корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур,
а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Капитаны иностранных судов не ожидали от русского
корабля такого хода. Они были удивлены и в то же время восхищены этим
поступком. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг»
оркестром. Капитаны кораблей отдали честь русским. При выходе из порта на
расстоянии
«Варяг» после сражения
«Варяг»
получил 5 подводных пробоин и лишился почти всех орудий; потери экипажа — 1
офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё
около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. Не имея
возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо,
где «Варяг» сначала намеревались отремонтировать, но после оценки серьёзности
повреждений он был затоплен, а «Кореец» взорван; был затоплен также русский
пароход «Сунгари». Их экипажи приняты на иностранные
корабли и не выданы, несмотря на требования японского командования, а затем
через нейтральные порты вернулись в Россию.
Подвиг
«Варяга» восхитил даже противника, так как русские поступили по канонам
самурайской чести, событие было использовано японцами как пример для подражания
в пропагандистской кампании. После войны японское правительство создало в Сеуле
музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего Солнца.
Сейчас об
этом бое напоминают слова песни Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
ставшей неофициальным гимном российских ВМФ.
Дальнейшая
судьба
В 1905
«Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй под названием «Сойя». В 1916 выкуплен Россией и включён в состав флотилии
Северного Ледовитого океана под прежним названием (совершил переход из
Владивостока в Романов-на-Мурмане) под флагом
командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А. И.
Бестужева-Рюмина. В феврале 1917 ушёл на ремонт в Великобританию, где был
конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за
его ремонт (по другим данным крейсер после Октябрьской революции продан
официальным представителям России). В 1920 перепродан германским фирмам на
слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в
Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными
жителями.
На месте гибели
крейсера возле шотландского населённого пункта Лендалфут
30 июля 2006 года установлена памятная доска. 8 сентября 2007 года там же
установлен памятник.
Память
погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока и
памятником в корейском порту Инчхон, где проходили
лечение получившие ранения в ходе боя моряки. Памятники капитану крейсера В. Ф.
Рудневу установлены в Туле и деревне Русятино
Заокского района Тульской области. Кроме того, в райцентре Любино Омской
области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф. Е. Михайлову.
В 1946 году в
СССР был снят фильм «Крейсер Варяг».
В 2003 году
экспедиции под руководством журналиста ВГТРК Алексея Денисова удалось отыскать
точное место гибели крейсера и обнаружить на дне его обломки. Рассказ об этом
вошёл в двухсерийный документальный фильм «Крейсер „Варяг“», приуроченный к
столетию битвы у Чемульпо.
8 сентября
2007 года в Шотландии на берегу залива Ферт-оф-Клайд
неподалёку от посёлка Ленделфут открыт памятник
крейсеру «Варяг».
Тип Крейсер
Государство флага Россия, Япония
Порт приписки Порт-Артур
Спущен на воду октябрь 1899
Выведен из состава
флота 1921
Современный статус –
затонул
Водоизмещение 6604 тонны
Длина
Ширина
Осадка
Остальные
характеристики
Силовая установка Двухвальная,
вертикальные паровые машины тройного расширения, паровые котлы Никлосса
Скорость 23 узла (
Экипаж 20 офицеров, 550 матросов и
унтер-офицеров
Вооружение
Артиллерия 4 пулемёта, 8 х
47-мм орудия, 2 х 64-мм орудия( десантных), 12 х 76-мм орудия, 12 х 152-мм
орудия
Торпедно-минное
вооружение 6 торпедных аппаратов
|
Броненосец «Потёмкин» |
Броненосец «Потёмкин»
(полное название «Князь Потёмкин-Таврический») — военный корабль русского
Черноморского флота. Назван в честь Г. А. Потёмкина.
Заложен 28 сентября 1898 года
на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаев. Разработку проекта,
а впоследствии руководство строительством осуществлял корабельный инженер
севастопольского военного порта А. Э. Шотт.
На броненосце впервые
использовали централизованное управление артеллерийским
огнем — из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Стал первым
кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.
В сентябре 1900 года
броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года
переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода
в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким,
что котлы пришлось заменить на котлы под твердотельное топливо. Во время
испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их
тоже пришлось заменять новыми.
Проектное водоизмещение
корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн. Длинна корпуса —
Главный калибр — четыре
Средний калибр —
К формированию экипажа
броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й
флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из
731 человека, в том чилсе 26 офицеров.
14 июня
После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в первой мировой войне. 29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был освобождён частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ.
|
Бронепалубный крейсер “Очаков” |
Бронепалубный
крейсер “Очаков”, Россия,
Бронепалубный крейсер “Очаков” строился в Севастополе на Казенной верфи корабельным инженером Н. Янковским. Заложен в 1901 году, спущен на воду 1 октября 1902 года, вступил в строй в 1907 году.
Водоизмещение
6645 т, мощность
Бронирование: палуба 35-
Вооружение: 12 — 152-мм, 12 — 75-мм, 8 — 47-мм, 2 — 37-мм орудий, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов.
Всего построено четыре: “Богатырь” (строился в Германии), “Олег”, “Очаков” и “Кагул”.
“Богатырь” и “Олег” участвовали в русско-японской и первой мировой войнах. В течение 1914—1915 годов они совместно с другими русскими крейсерами выставили ряд минных заграждений, на которых подорвались немецкие крейсеры “Аугсбург” и “Данциг”. После революции оба крейсера в составе Действующего отряда Балтийского флота защищали завоевания Октября. Атакованный катерами британских интервентов, “Олег” погиб в ночь на 18 июня 1919 года у Толбухина маяка. “Богатырь” же пошел на слом в 1922 году.
Черноморские крейсеры “Кагул” (бывший “Очаков”) и “Память Меркурия” (бывший “Кагул”) несли большую боевую нагрузку на протяжении всей империалистической войны: в составе Черноморского флота они охотились за немецкими крейсерами “Гебен” и “Бреслау”, обстреливали турецкое побережье, ходили в разведки, прикрывали минные постановки и сами ставили минные заграждения, топили турецкие торговые суда. После революции “Кагул”, переименованный в “Генерала Корнилова”, был уведен врангелевцами в Бизерту. Более счастливо сложилась судьба “Памяти Меркурия”. Этот крейсер 1 мая 1923 года после капитального ремонта вступил в строй под новым названием “Коминтерн”. За введение в строй первого советского крейсера на Черном море коллектив Севастопольского морского завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а комсомольская организация завода удостоена Красного знамени обкома РКСМ. Крейсер-ветеран участвовал в первых сражениях Великой Отечественной войны и был исключен из списков флота в 1942 году.
|
Минный заградитель "Амур" |
Минный заградитель "Амур"
В 1905 году на Балтийском заводе состоялась закладка двух кораблей. Одному из них было присвоено имя "Амур" - в память о подвигах минного заградителя периода русско-японской войны. С началом первой мировой войны "Амур", как и его предшественник, принимал активное участие в боевых действиях против врага.
Уже в то время на корабле стала формироваться подпольная большевистская группа, за которой твердо шли матросы. Когда в феврале 1917 года в Гельсингфорс, где стоял "Амур", пришла весть о революции в Петрограде, его экипаж перешел на сторону рабочего класса. Летом 1917 года группа большевиков-амурцев, возглавляемая минером Эдуардом Ныу, встретилась с В. И. Лениным, указавшим путь к дальнейшему подъему революционного движения на флоте.
Пришел октябрь 1917-го. По приказанию Центробалта корабль перешел в Кронштадт и был в полной боевой готовности. Утром 25 октября на борт "Амура" поднялось более двух тысяч вооруженных матросов. После короткого митинга корабль снялся со швартовов и направился в Петроград. Около 14 часов он стал на якорь у Николаевского моста недалеко от крейсера "Аврора". На катерах и шлюпках кронштадтцы быстро переправились на берег и примкнули к отрядам красногвардейцев, а оставшиеся на минзаге моряки встали у орудий и пулеметов в готовности оказать поддержку восставшим.
Вскоре на корабль прибыл член Военно-революционного комитета при Петроградском Совете В. А. Антонов-Овсеенко, возглавлявший штаб Кронштадтского сводного отряда моряков, который был размещен на "Амуре". Матросы "Амура" приняли участие в ликвидации мятежа юнкеров, вместе с красногвардейцами и революционными солдатами отражали нашествие контрреволюционных войск Керенского и Краснова, несли охрану штаба революции - Смольного.
Летом 1918 года минный заградитель был выведен из боевого состава флота и сдан в порт на хранение.
Весной 1938 года "Амур" был возвращен Краснознаменному Балтийскому флоту и переоборудован в плавучую базу. Сначала на него базировались торпедные катера, а после вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну он был передан балтийским подводникам для обеспечения их боевой деятельности.
В один из августовских дней 1941 года вражеская бомба попала в машинное отделение корабля. "Амур" остался на плаву, но лишился хода. И когда корабли Балтики покидали свою главную базу Таллин, тяжелораненый старый минзаг должен был выполнить свой последний долг. Выведенный на буксире в ворота Минной гавани, корабль-ветеран был затоплен, преградив вход в гавань вражеским кораблям.
Водоизмещение 2926 т; длина