|
|
||
|
|
||
Прекрасным учебным парусником была трехмачтовая шхуна
"Кодор" (Ленинград) с простым бермудским вооружением,
принимавшие на борт 44 курсанта. Это судно были несколько короче баркентины ( Известная ленинградская шхуна "Кодор", построенная на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет — фантастический "возраст" для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания! С курсантами на борту "Кодор" побывал в ведах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный парусник и яхтсмен капитан А. А. Аристов. На ее борту прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации. |
|
|
|
После окончания Великой Отечественной войны по решению Потсдамской конференции два крупнейших в мире парусных судна были переданы Советскому Союзу: это «Падуя» и «Коммандор Йонзен» (получивший название «Седов»).
В январе 1946 года на «Падуе» подняли советский флаг и судну дали имя «Крузенштерн», в честь руководителя первого русского кругосветного плавания адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, выдающегося моряка, ученого и воспитателя нескольких поколений русских моряков; имя его встречается на карте мира много раз.
«Крузенштерн» вошел в состав Балтийского отряда учебных судов. Это и поныне одно из крупнейших парусных судов мира (больше его только парусно-моторное учебное судно «Седов»).
Теперь на парусно-моторном барке «Крузенштерн» под руководством квалифицированных наставников получают первые морские знания и навыки курсанты мореходных училищ Министерства рыбного хозяйства. Ежегодно здесь проходят практику около 800 юношей, избравших морскую специальность. Судно входит в Балтийский отряд учебных судов Министерства рыбного хозяйства и приписано к порту Рига. За время эксплуатации под флагом СССР судно несколько раз ходило вокруг Европы, пересекало Атлантический океан и посетило десятки иностранных портов. В учебных рейсах оно наплавало сотни тыс. морских миль!
|
|
Судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Его первый владелец Карл Виннен назвал судно по имени своей дочери Магдаленна Виннен. Судно было спроектировано и построено с целью перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 году Карл Виннен продал этот четырехмачтовый барк судоходной компании "Норддойчер Ллойд". Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и начал использовать его одновременно как грузовое, так и учебное. Барку присвоили новое имя — "Коммондор Йонсон".
Во время 2-й Мировой войны (1939-1945) барк плавал в Балтийском море под германским военно-морским флагом. После 2-й Мировой войны Советский Союз получил "Коммондор Йонсон" по репарации вместе с двумя другими немецкими парусными судами: 4-х мачтовый барк "Падуя" (ныне "Крузенштерн") и "Горх Фок" (ныне "Товарищ"). Корабль назвали "Седов" в честь полярного исследователя Г. Я. Седова. В январе 1946 года на "Седове" был поднят военно-морской флаг СССР и он переведен в класс чисто учебных судов.
В 1951 году командование судна принял капитан дальнего плавания Митрофанов Петр Сергеевич, и под его руководством судно было приведено в мореходное состояние. А в 1952 году барк вышел в первое послевоенное плавание. В 1957 году с курсантами на борту "Седов" принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана.
В период с 1975 по 1981 год судно находилось в ремонте на Кронштадтском Морском заводе. В ходе ремонта были оборудованы кубрики для 164 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей, сауна. Оборудованы учебные классы, установлены новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи.
В 1991 году судно было передано Мурманскому Государственному Техническому Университету, на нем проходят обучение будущие поколения капитанов, штурманов, механиков, радистов.
УПС "Седов" занесен в "Книгу рекордов Гиннеса" как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов.
|
|
В 1924 году «Товарищ» совершил свое первое дальнее плавание в
английский порт Талбот, расположенный в Бристольском
заливе близ Кардифа. Плавание прошло успешно, и только что организованное Балтийское
морское пароходство решило использовать судно как парусное и поставить на
заграничную линию. Одновременно с этим сочли целесообразным сделать барк
учебным и готовить на нем в практических условиях океанского плавания будущих
судоводителей молодой Советской Республики. К тому времени барк находился на
плаву уже более четверти века. Он был спущен на воду под названием «Лауристон» 17 октября 1892 года в Белфасте. Строился на
верфи «Уоркман и Кларк» как клипер для перевозки
джута из Индии и вначале имел парусное вооружение типичного «винджаммера». По тем временам «Лауристон»
считался одним из крупных парусных судов мира. Его валовая
вместимость составляла 2472 регистровые тонны, дедвейт — 3600 т и водоизмещение
в полном грузу — 5190 т. Длина корпуса по конструктивной ватерлинии равнялась
Первые владельцы поставили «Лауристон» на линию Ливерпуль — Калькутта — Рангун. Корабль имел законное право называться клипером, так как не раз совершал блестящие переходы от берегов Англии до устья реки Хугли (Индия) за 92—96 дней, показывая среднюю скорость хода 14 узлов.
В 1909 году владельцы «Лауристона» переделали его в четырехмачтовый барк. Это было вызвано насущной необходимостью снизить эксплуатационные расходы за счет сокращения команды, обслуживающей прямые паруса на всех четырех мачтах.
К началу первой мировой войны, сменив трех владельцев, «Лауристон» осенью 1914 года был продан России. Вначале барк использовался как лихтер для перевозки рельсов из Англии в Мурманск для строившейся в то время железной дороги Петроград — Мурманск. Во время гражданской войны интервенты угнали «Лауристон» в Англию.
После первого рейса в Кардиф реконструированный барк совершил много плаваний. В 1926—1927 годах «Товарищ» в течение четырнадцати месяцев находился в океанских рейсах, побывал в Монтевидео, Россарио и Буэнос-Айресе.
Не следует забывать, что «Товарищ» — грузовое судно, если не считать того, что часть его твиндеков была оборудована под жилые помещения практикантов. Условия жизни на этом паруснике могут показаться нам сегодня невыносимо тяжелыми. Ведь на нем не было ни парового отопления на случай холодных дней, ни принудительной вентиляции для смягчения тропической духоты и жары, ни рефрижераторов, ни ледников, ни бани, ни опреснителя. Судно даже не было электрифицировано. И хотя у нас на борту имелся паровой котел, он питал лишь лебедки, работавшие на нок-тали нижних реев, которые использовались в качестве грузовых стрел попарно на второй, третий и четвертый трюмы. Даже подъем станового якоря весом около четырех тонн осуществлялся ручным шпилем, выхаживание которого нередко занимало у нас три часа... Одним словом, «Товарищ» был типичным представителем семейства «винджаммеров» — больших железных коммерческих парусников конца прошлого века. Наше учебное судно являлось классическим грузовым парусником со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. Но все, кто плавал на «Товарище», с честью выдержали трудности и испытания и показали себя достойными своих предков — российских мореходов. Хочу здесь привести слова моего учителя Д. А. Лухманова, первого капитана «Товарища», из его замечательной книги «Соленый ветер»:
«Товарищ» сделал большое, сложное и полезное дело. Он практически подготовил для советского торгового флота испытанных, закаленных в борьбе с океаном, привыкших ко всяким опасностям и всяким климатам судоводителей. Он дал блестящий комсостав для наших будущих учебных судов, без которых невозможно воспитать необходимых нам морских командиров. Он установил тесную братскую связь между народами Республики Советов и трудящимися далеких южноамериканских стран».
В какой бы иностранный порт ни приходил «Товарищ» под флагом Страны Советов, он всегда поражал всех отменной покраской корпуса, безукоризненно выровненным рангоутом и чистотой палубы. Его приветствовали иностранные военные корабли и пассажирские лайнеры. Помню, как при подходе к Саутгемптону перед нашим барком первым приспустил свой флаг участник Ютландского сражения, флагман британского флота дредноут «Айрон Дюк», показывая этим свое восхищение прекрасным внешним видом нашего судна и уважение к нам как к морякам. Во время длительной стоянки на рейде в Нетли «Товарищ» всегда первыми приветствовали приспуском флага проходившие мимо нас крупнейшие в те годы трансатлантические лайнеры «Олимпик», «Маджестик», «Левиафан» и «Аквитания».
«Товарищ» как океанское судно обладал хорошими мореходными
качествами и завидным для парусника ходом. В 1927 году, когда мы возвращались
из Южной Америки, при прохождении Бискайского залива в судовом журнале была
зафиксирована часовая скорость 13,6 узла, суточный переход составил
Барк погиб во время Великой Отечественной войны у причала в Жданове. Сейчас недалеко от места гибели парусника, в городском парке, у набережной, на постаменте установлен один из его становых якорей.
|
Трехмачтовый барк "Товарищ" |
«Горх Фок» (нем.
Gorch Fock) — трёхмачтовый барк,
построенный в учебных целях по заказу немецкого флота и названный в честь
известного немецкого писателя. Спущен на воду 3 мая
1933 года. Длина судна
Барк послужил образцом для серии из пяти немецких парусников: «Horst Wessel» (1936, ныне в США), «Albert Leo Schlageter» (1937, ныне в Португалии), «Mircea» (1938, ныне в Румынии), «Herbert Norkus» (1939, неокончен), «Горх Фок II» (1958, Германия), а также для целого ряда латиноамериканских парусных кораблей.
На исходе Второй мировой войны был затоплен
командой близ острова Рюген. В
1948-51 гг. отремонтирован советским флотом и переименован в «Товарищ».
Новым портом приписки парусника стала Одесса. В
В
|
Баркентина "Вега" |
После войны было решено заказать целую флотилию баркентин и шхун судостроительным верфям города Турку, в Финляндии. И к 1951 году учебный флот нашей страны пополнился 12 деревянными баркентинами и 72 шхунами. Баркентина, переданная Таллинскому мореходному училищу, в память погибшего учебного парусника была названа "Вегой". Это судно и стало впоследствии прототипом всех строящихся ныне баркентин.
Вот лишь несколько основных характеристик таких парусников:
водоизмещение 595 т, максимальная длина —
Баркентины, подобные "Веге",
несли 14 парусов общей площадью
Баркентины и шхуны строились с расчетом двадцатилетней эксплуатации. Однако многие из них находились в плаваниях по 25 лет и более. Так, послевоенная "Вега" эксплуатировалась 27 лет. Главной причиной долголетия "Веги" оказались ее клееные, особо надежные и прочные набор и рангоут. Это едва ли не самый первый и тем не менее весьма удачный опыт постройки крупного деревянного судна с клееным набором.